?

Log in

No account? Create an account
May 2012   01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Воспоминания Деборина

Posted by alexkinzer on 2009.03.24 at 20:30
Tags: , , ,
Воспоминания академика А. М. Деборина

Источник: Вопросы философии, № 2, Февраль 2009, C. 113-133

От публикатора: После принятия Постановления ЦК ВКП(б) о журнале "Под знаменем марксизма" от 25 января 1931 г. академик А. М. Деборин был изгнан из созданного им Института философии. По личному распоряжению Сталина ему было запрещено выступать в печати по философским вопросам. На протяжении 25 лет А. М. Деборина постоянно подвергали проработкам. Только после XX съезда КПСС положение несколько изменилось. Правда, письмо А. М. Деборина на имя Н. С. Хрущёва с требованием отменить позорное Постановление ЦК результата не дало: слишком многие сделали себе карьеру в философии на погромах "меньшевиствующего идеализма". Вместе с тем, в ходе встречи с А. И. Микояном А. М. Деборин получил разрешение издать сборник своих работ. Но в сборник, вышедший под названием "Философия и политика", А. М. Деборину не удалось включить статьи, в которых он защищал свои взгляды от нападок борцов "за большевизацию на философском фронте". Сразу же по выходе в 1961 г. "Философии и политики" А. М. Деборин стал готовить новый том своих статей. Он решил предпослать книге в качестве предисловия свои воспоминания. Однако правда, написанная А. М. Дебориным об истории нашей философии, не могла быть в тот период опубликована. Предлагаем вниманию читателя неопубликованное "Предисловие" А. М. Деборина, пролежавшее почти полвека в его семейном архиве. Этот потрясающий человеческий документ, своего рода "Завещание" Мелье нашего времени, открывает страницы жизни философа, преданного намеренному забвению. Вместе с тем, этот текст является ценнейшим источником по истории отечественной философии советского периода. Особая признательность за предоставленные тексты вдове академика А. М. Деборина Ирине Иезекиилевне.
С. Н. Корсаков


Скачать текст: ссылка , запасная ссылка.

Comments:


kommari
kommari at 2009-03-24 18:00 (UTC) (Link)
Спасибо!
Перепостил к себе.
Alex Kinzer
alexkinzer at 2009-03-24 18:19 (UTC) (Link)
С т.з. философии я Деборина "употреблять" без Мареева (http://depositfiles.com/files/x19n7pof5) не советую

Хотя, для меня эти воспоминания документ скорее политической истории, личной трагедии человека
kommari
kommari at 2009-03-24 20:29 (UTC) (Link)
Я так и воспринимаю.
Может быть Вам интересна будет эта книга:
http://aleksandr-kommari.narod.ru/jahot_filosofija_USSR.html
Она несколько устарела, но тоже документ своего времени.
Николай Вересов
nikveresov at 2009-03-26 06:47 (UTC) (Link)
Извините, что вмешиваюсь. Нельзя ли книжку Мареева выложить целиком, с главами о Выготском и Ильенкове? Очень нужно. Спасибо заранее
Вечный ПТУшник
gptu_navsegda at 2009-03-24 21:34 (UTC) (Link)
http://community.livejournal.com/dia_logic/30976.html
Впервые систематическую пропаганду диалектической логики предприняла во второй половине 20-х годов группа марксистов, возглавляемая А.М. Дебориным. В споре с так называемыми «механистами» (Л.И. Аксельрод, В.Н. Сарабьянов, А.К. Тимирязев и др.), пытавшимися дать естественнонаучную интерпретацию марксизма, деборинцы (Я.Э. Стэн, Н.А. Карев, Г. Баммель и др.) отстаивали тезис о гегельянской природе марксистско-ленинской философии. Спор шел прежде всего о логике и методологии современной науки. «Развитие современной науки — утверждал Деборин — выдвигает необходимость новой логики» [7]. Такой новой логикой, по его мнению, должна стать диалектическая логика, которая «является для современного естествознания самой правильной формой мышления» [8]. Но сами науки, в силу стихийности своего развития, не могут выработать этой новой логики, её может выработать лишь философия, сознательно вставшая на позиции рабочего класса, поэтому «переработка стихийно сложившихся в историческом процессе наук стоит перед нами как одна из основных конкретных задач» [9]. Именно этой задачи, по мнению «диалектиков», и не понимают «механисты» которые, по словам Н.А. Карева, «олицетворяют собой реакционность и враждебность, с какой идеалистическая и цеховая наука встречает ненавистное ей «ярмо» марксизма» [10].

Дело «диалектиков» не получило развития. В те годы марксизм в нашей стране уже не нуждался ни в какой интеллектуальной защите. Защита марксизма стала осуществляться непосредственным физическим насилием, причем не только над философами, но и над учеными, если их выводы хоть в чем-то расходились с официальной идеологией. В таких условиях «логические» рассуждения «диалектиков» показались властям не только ненужными, но и вредными, уводящими от актуальных задач классовой борьбы и партийно-государственного строительства «Борьба за действительную, а не мнимую разработку ленинского философского наследия — писал возведенный в 30-х годах в ранг официального идеолога М.Б. Митин — означает борьбу не за… формалистическую теорию диалектики, а за конкретную диалектику» [11]. Под «конкретной диалектикой» Митин имел в виду учение о партийности философии, классовой борьбе и коммунистическом строительстве. Разработки диалектики как логики прекратились. И хотя понятие «диалектическая логика» употреблялось в некоторых философских статьях 30-х-40-х годов, в него вкладывалось лишь то, что говорилось по этому поводу в ленинской статье «Ещё раз о профсоюзах».
v_b_gubin at 2009-03-25 17:29 (UTC) (Link)

Думаю, причины не поняты правильно

"Дело «диалектиков» не получило развития. В те годы марксизм в нашей стране уже не нуждался ни в какой интеллектуальной защите. Защита марксизма стала осуществляться непосредственным физическим насилием"

Первое предложение следует разобрать, а второе - это общий стандартный поливон, пропустивший мимо ушей презумпцию, скажем, глупости или неграмотности, нк или недопониимания.
Следует рассмотреть вариант, когда под теми, кого Деборин (возможно, и справедливо) называет механицистами, руководство видело или понимало обычных материалистов. Со стороны Деборина, если он их называл механицистами, вышла тактическая промашка. Их надо было называть недиалектическими или метафизическими материалистами.

Подобный случай произошел и с Лысенко. Если Деборин пишет объективно, а не перевешивает смысл в свою пользу. С Лысенко тоже вышло так, что его противники не смогли по-человечески изложить вопрос совершенно принципиальный.
(Deleted comment)
kozlovski
kozlovski at 2009-03-25 08:10 (UTC) (Link)
Большое спасибо. Очень интересный текст
Михаил Грачёв
mp_gratchev at 2009-03-26 02:39 (UTC) (Link)

Деборин прошел мимо диалектической логики

Жаль, что так сложилась судьба А.М. Деборина (1881 -1963). Хотя его творческой революционной юности можно только позавидовать. К сожалению, именно тогда в полемике с Яковом Берманом, хотя и был совсем близко, А.М. Деборин прошел мимо диалектической логики.

В 1908 году Яков Берман* издает свою замечательную книгу "Диалектика в свете современной теории познания", которую молодой марксист Деборин подверг тщательному разбору в статье, опубликованной в журнале "Современный мир". В своей книге Яков Берман впервые вводит в научный оборот термин 'диалектическая логика' (на сегодняшний день других официальных данных о введении термина 'диалектическая логика', подтвержденных достоверными источниками и библиографическими ссылками нет). В отклике на книгу Бермана, составившем затем восьмую главу деборинского "Введения в философию диалектического материализма", Деборинин выкладывает много правильных марксистских тезисов, которые потом стали общим местом советских учебников по диамату, но о диалектической логике ни слова.

Деборин усматривает следующие огрехи Бермана: "отвлеченная реальность, которая является продуктом формальной логики, абстрактного мышления, по словам самого Бермана не существует объективно. Формальная логика рассматривается как эвристический принцип, которым мы руководствуемся в известных целях ... Стоя на почве формальной логики и признавая, что абстракции не имеют реального бытия, г. Берман (то же самое относится к махизму в целом) отвергает 'реальное начало', существование объективного мира вне нас". Другое дело, Гегель:
"Гегель согласно духу диалектического метода стремился к растворению абстрактных идей и форм в конкретно-жизненное содержание"... "Гегелевская философия есть отрицание абстактно-формальной философии. Диалектика Гегеля неизбежно ведет к отрицанию чистого мышления, к растворению абстрактного в конкретном, материальном ("Введение в ФДМ", С. 245).

Разгромив взгляды Бермана на диалектику, Деборин заключает: "...необходимо пользоваться диалектическим методом, а не формально-логическим".

Проблема, затронутая Берманом, о соотношении формальной логики и диалектической логики в трудах Гегеля оставлена Дебориным без внимания.

_____________
*) Берман, Яков Александрович (1868-1933) - философ, юрист. В 1905-6 гг. меньшевик, с 1907 г. - большевик.

v_b_gubin at 2009-03-26 08:04 (UTC) (Link)

А вот это чтоговорит о Бермане?

http://slovari-online.ru/word/%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD-%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.htm

"...Исходя из понимания философии как специальной теории познания, "теории головной работы", науки о деятельности нашего "духа", о наших представлениях и мыслях (Б. использовал при этом отдельные идеи И. Дицгена), он считал, что такая теория у Маркса и Энгельса отсутствует, что у них были разработаны лишь нек-рые философские предпосылки, совокупность методов, к-рые они называли диалектикой или диалектической философией. Б. призывал развить эти предпосылки с помощью учения Э. Маха, представлявшего собой, по его мнению, чисто философское, гл. обр. гносеологическое учение. Как не имеющее ничего общего ни с идеализмом, ни с реализмом, ни с материализмом, оно не только ни в чем не противоречит философским предпосылкам марксизма, но даже совпадает с ними в главных тенденциях. Кроме махизма, Б. высоко ценил прагматизм за его решение проблемы познания."
Михаил Грачёв
mp_gratchev at 2009-03-26 13:35 (UTC) (Link)

Re: А вот это что говорит о Бермане?

Говорит не более чем об известном "погоняло" Бермана 'махист':
"Исходя якобы из новейших достижений естествознания, а на деле, как показал Ленин, из философских интерпретаций таковых Махом, Авенариусом и др., Богданов, Базаров, Луначарский, Берман и ряд других авторов, именовавших себя эмпириомонистами, эмпириокритиками, эмпириосимволистами, предприняли настоящий поход против философского материализма, а главное - против диалектики, как логики и теории познания (гносеологии) Гегеля и Маркса", (с) Лазуткин В.А.
Вот и Деборин, сосредоточился на махизме Бермана, а введение термина 'диалектическая логика' прозевал.

petrankee
petrankee at 2009-09-08 18:17 (UTC) (Link)
"Рязанов сам терпеть не мог Деборина и его сеидов. Большой философский кабинет был каким-то чужеродным телом в Институте. Последователь Деборина Стэн одно время был заместителем директора, но у него возникли напряженные отношения с Рязановым. Вообще Рязанов рассматривал философию как пятую колонну в своем Институте. Он уважал больше историков и мне сказал однажды доверительно: «Деборин ведь только в моем Институте изучил хронологию». Что касается меня, то я относился к господствовавшей тогда в философий школе Деборина вполне отрицательно, как и к другим идеологическим монополиям тех лет (школа Фриче, школа Переверзева). Никаких симпатий к марксизму деборинского типа я не питал, потому очень охотно поддержал критику его в 1931-м году. Должен сказать, что у Лукача я нашел, конечно, полное сочувствие моей позиции. Оба мы были настроены решительно против деборинской школы, или, как тогда говорили, за генеральную линию партии".

"Собственно у Плеханова было два ученика: талантливая Л.И.Аксельрод-Ортодокс, которую Ленин ценил, автор нескольких прекрасных марксистских работ начала века, умница, прекрасный оратор, и А.М. Деборин – человек безвкусный и лишенный всякой оригинальности, но сумевший обеспечить себе после революций больше влияние. Он прививал своим ученикам какой-то кадетер-марксистский стиль. Отсталый во всех отношениях, в том числе по отношению к западноевропейской буржуазной философии, Деборин опирался на ученость в духе примерно второй половины XIX века. Весь марксизм его состоял в том, что какому-то очень общему изложению филиации идей предпосылался обыкновенно также очень суммарный социологический очерк эпохи, в которой действовал тот или другой философ".

из готовящейся к изданию книги Михаила Лифшица
meotian at 2010-03-11 06:56 (UTC) (Link)

карьера Лифшица

ВФ 11, 2009: речь Митина в 1936 году в ИФАНе, в примечаниях приводятся любопытные (не знаю, насколько достоверные) данные:
Лифшиц Михаил Александрович
С 1929 г. старший научный сотрудник Института Маркса и
Энгельса. Принадлежал здесь к небольшой группе людей, которые изнутри боролись
против Д.Б. Рязанова и его сторонников, среди которых были работавшие
заместителями Рязанова А.М. Деборин и Я.Э. Стэн. В качестве редактора стенгазеты Института Лифшиц активно выступал, против Я.Э. Стэна, Тер-Ваганяна, Фридлянда, Г.Е. Рохкина. Все люди, против которых Лифшиц выступал, были впоследствии расстреляны. Был Рязановым отстранён от работы. Однако через несколько дней, в феврале г. Рязанов был арестован, а его изгнаны со всех постов. Институт Маркса и Энгельса был объединён с Институтом Ленина в единый ИМЭЛ. Комиссия ЦК ВКП(б) по проверке Института, в которой тон задавал ставший секретарём парткома и заведующим отделом философии ИМЭЛ П.Ф. Юдин, восстановила Лифшица на работе. Как борец с "меньшевиствующим идеализмом" Лифшиц оказался одним из немногих, кто не только сохранил, но и упрочил своё положение в ходе повальной чистки ИМЭЛ. В 1934 г. перешёл в Институт философии, где до 1935 г. заведовал секцией литературы и языка. По работе в Институте философии и в журнале "Литературный критик" пользовался покровительством П.Ф. Юдина.

Возможно, тут ответ на вопрос, почему Лифшиц не был репрессирован в 30-е и почему после войны он спрятался - его "покровитель" Юдин был в войну снят с поста.
А еще, в стенограмме библиотекарша ИФ жаловалась, что Лифшиц книжки злостно не возвращает... :0)
meotian at 2010-03-11 06:42 (UTC) (Link)

диалектическая логика

"Документированное" пораньше употребление термина "диалектическая логика" хотите?
Н.Г. (X.И. Житловский), «Материализм и диалектическая логика» / Русское Богатство, июль 1898 г. Автор утверждает, что «Для научного объяснения мировых явлений диалектическая логика излишня».
Истоки термина ДЛ надо искать у немцев-гегельянцев, а не у наших берманов бездарных. Да и не в терминах дело.
Михаил Грачёв
mp_gratchev at 2010-07-11 11:21 (UTC) (Link)

Re: диалектическая логика

Спасибо за Житловского. Исследование продолжил здесь: http://community.livejournal.com/dia_logic/132653.html
Павел Полуян
Павел Полуян at 2012-08-12 09:41 (UTC) (Link)
"В своей книге Яков Берман впервые вводит в научный оборот термин 'диалектическая логика' (на сегодняшний день других официальных данных о введении термина 'диалектическая логика', подтвержденных...." А у Гегеля этого термина не было? Не? Впрочем, тут уже на это намекнули.

Edited at 2012-08-12 09:42 am (UTC)
Previous Entry  Next Entry