?

Log in

No account? Create an account
May 2012   01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Британские историки-марксисты 1945-1990-х годов

Posted by alexkinzer on 2009.01.08 at 16:55
Tags: ,
В Великобритании коммунисты имели одну из самых слабых организаций, но большинство плодовитых историков-марксистов появилось именно там. В первую очередь их связывают с Группой историков Коммунистической партии Британии (Communist Party Historians Group, сокр. CPHG). Своим лозунгом они сделали термин французского историка Г. Лефевра «история низов». Одним из принципов работы историк «Группы» был афоризм Маркса: «люди делают историю сами, но делают ее в данной среде, определяющей их собою» (перевод Плеханова). Наиболее известными историками CPHG группы были Кристофер Хилл, Эрик Хобсбаум, Рафаэль Сэмюэль, Эдвард Томпсон и глава CPHG А.Л. Мортон. В 1952 году часть «Группы историков…» инициировало издание журнала «Past and Present», занявшего лидирующие позиции в социальной истории , в августе 2008 года вышел 200-й номер «Past and Present». События 1956 года – выступление в Венгрии – привели к отколу от CPHG ряда историков. Так, например, К. Хилл ушел из Компартии, а Р. Сэмюэль, Э. Томпсон и другие присоединились к «новым левым». В 1992 году члены CPHG переформировались Socialist History Society, членство в которой не ставилось в зависимость от отношения к Компартии. Дважды в год SHS выпускают журнал «Социалистическая история» и серию монографий под названием «Occasional Papers».

Сильное влияние на британских марксистских историков оказала книга Лесли Мортона (1903 - 1987) «Народная история Англии», изданная в 1938 году. В 1949 году Компартия издала памфлет Мортона «История Английской революции». Куда больше влияние оказал Кристофер Хилл (1912-2003) – признанный одним из крупнейших исследователей Англии XVII века. Современные марксисты до сих пор ценят раннюю монографию Хилла «Английская революция 1640 года» , изданную в канун 300-летия тех событий. Стоит отметить, что несмотря длительное обучение – с 1935 года – в СССР, К. Хилл сумел оградить свой язык от сталинистского стиля. Отличие Мортона и Хилла от большинства историков-марксистов Великобритании в том, что они не были академическими, университетскими историками.

«Промежуточным» или «переходным» типом историка-марксиста можно назвать Георга Рюде (1910 – 1993), который, с одной стороны, сверстник «старших товарищей» и активный коммунист (за что подвергался преследованиям в Австралии), а с другой – университетский историк (получил докторскую степень Лондонского университета в 1950 году). Как и большинство его левых коллег, Рюде отвечал на вызов написания «истории низов». Его первая книга – «Массы во Французской Революции» – скоро стала классической, а сам автор – лидирующим историком по данной теме, что было отмечено наградой Королевского исторического общества в 1956 году. Один из главных тезисов автора: революция было больше социальной, чем политической. В поздних работах, таких как «Революционная Европа: 1783-1815», Рюде рассматривал французский революционный процесс в общеевропейском контексте. Он также изучил такие «периферийный» темы, как история социального и политического протеста транспортируемых в 1788-1868 годы в Австралию преступников. Исследователи отмечают заслугу Рюде в том, что он показал роль масс как ключевых акторов театра истории.

Историки, даты рождения которых пришлись на 1920-1940 годы, могут быть условно отнесены к «второму поколению». Брайан Мэннинг (1927 – 2004) был учеником К. Хилла. Его интересовала как традиционная проблематика марксистов (см. «Политика, религия и Английская гражданская война», «Английский народ и Английская революция», «Аристократы, плебеи и Революция в Англии 1640–1660», «Крайне правые в Английской революции» и т.д.), так и полемика с немарксистскими историками (см. эссе о Карре «История и социализм»). Мэннинг редактировал журнал «Прошлое и настоящие», выступал на летних школах Социалистической рабочей партии и Лондонской социалистической исторической группы. Он защищал тезис о падении ревизионистской историографии и защищал марксистский материализм.

Эдвард Томпсон известен не только как историк, но и публицист, редактор, общественный деятель, писатель и борец за мир . Первой исторической работой Эдварда Томпсона была биография «William Morris: Romantic to Revolutionary», в которой автор не только вступился в защиту поэта, художника и социалиста, но и подчеркнул самостоятельность британской коммунистической историографии от «московской». В 1956 году Томпсон совместно с греко-британским историком Джоном Савиллем , основал журнал «New Reasoner», в котором критиковал сталинизм с левых позиций. Вскоре, после Венгерских событий Томпсон вышел из Компартии и стал идентифицировать свое направление как «социалистическо-гуманистическое». В 1960 году «New Reasoner» стал выходить под новым названием – «New Left Review» . В 1963 году выходит книга, сделавшая Томпсона знаменитым – «The Making of the English Working Class». Она была посвящена забытой истории рабочего леворадикального движения 1780-1832 годов. Томпсон определил класс не как структуру, а как «отношение» , уделив большое внимание развитию классового сознания, идентичности . Книга Томпсона оказала влияние на американских историков, написавших труды по «рабочей истории» – Дэвида Монтгомери, Герберта Гутмана и других, а также на радикальных историков-феминисток. В 1968 году Томпсон основал университетский Центр по изучению социальной истории и руководил им до 1970 г. В статье «Этнология, антропология и социология» он пишет, что, занявшись изучением плебейской культуры XVIII в. и плебейских форм протеста, он, пытаясь восстановить социокультурный контекст эпохи «доиндустриального общества», пришел к заключению, что в рамках лишь социально-экономической истории это невозможно. Изучая заново материалы, собранные английскими этнологами, историк понял, что к ним необходимо обратить новые вопросы, которые помогут выявить состояние сознания и характер повседневной жизни. При этом многим «главным представителям» истории политикам, мыслителям, предпринимателям, генералам придется переместиться на задний план: вперед проталкиваются статисты, которых всегда считали лишь зрителями исторического процесса идеи, теоретико-методологические установки и подходы Томпсона оказали большое влияние на развитие историко-антропологических исследований. Исследователи отмечают, что германские «историки повседневности» начали свои исследования именно под влиянием работ Томпсона. «Огромное влияние на формирование «новой социальной истории» оказали теоретико-методологические, конкретно-исторические и историографические работы Э. Томпсона, К. Хилла, Э. Хобсбаума, Дж. Рюде, Р. Хилтона, А.Л. Мортона», отмечали советские историки в сборнике "Современная зарубежная немарксистская историография"(1989).

Рафаэль Сэмюэль сыграл большую практическую роль, основав в конце 1966 годов движение History Workshop («Историческая мастерская») и одноименный журнал в 1976 году для того, чтобы профессиональные историки, архивисты, учителя и просто энтузиасты кооперировались для собирания документов, отражающих повседневную жизнь людей. Названия монографий Сэмюэля отражают сферу его интересов: «Деревенская жизнь и труд», «Шахтеры, каменщики и солевары», «Народная история и социалистическая теория», «Культура, идеология и политика, «Метро Ист Энда», «Внутренний враг: Шахтерская забастовка 1984», «Мифы, которыми мы живем» и другие работы . «Исторические мастерские» были востребованы и в других странах, особенно среди марксистских и левых сообществ.

Профессор Бирмингемского университета Родни Хилтон по сфере интересов и «новым левым» настроениям был близок Томпсону. Хилтон был одним из наиболее выдающихся исследователей Средневековья , он автор таких трудов, как «Экономическое развитие некоторых провинций Лестершира в 14 и 15 веках» (1947), «Английское восстание 1381 года» (1950), «Средневековое общество: Восточный Мидланд в конце тринадцатого столетия» (1966), «Падение крепостничества в средневековой Англии» (1969), «Мужчины Бонда рождены свободными: Средневековое крестьянское восстание 1381 года» (1973), «Средневековое крестьянство в поздние Средние века» (1975), «Крестьяне, рыцари и еретики: изучение средневековой социальной истории Англии» (редактор) (1976). Через год после публикации книги «Переход от феодализма к капитализму» (1976) он становится членом Британской Академии. Однако это не помешало его марксистским интересам. В 1983 году он публикует «Классовый конфликт и кризис феодализма», через 7 лет биографию Джона Булла «The change beyond the change: a dream of John Ball. В 1992 году выходит сразу две монографии Хилтона – «Английские и французские города в феодальном обществе: сравнительное изучение» и «Власть и правосудие в средневековой Англии».

Отметим, что даже такие политизированные историки, Виктор Кернан, оставивший много трудов об империях и империализме , писал монографии с говорящими названиями: «Шекспир, поэт и горожанин», «Девять трагедий Шекспира: марксистский анализ» и «Гораций: поэзия и политика». Ральф Милибэнд был одним из известнейших марксистских теоретиков. Его работа «Государство в капиталистическом обществе» (1969) и последовавшая дискуссия заложила основу для плодотворных теоретических поисков для историков, политологов и др.

Эрик Хобсбаум, выпускник Кембриджа, стал профессором истории в Биркбек колледже Лондонского университета, возглавил кафедру экономической истории (1969), с 1984 г. — почетный профессор экономики и социальной истории там же. Читал курсы лекций на экономическом факультете Станфордского университета (1960) и на гуманитарных факультетах Массачусетсского технологического института (1967), в университете Центральной Европы (Будапешт, 1993) и других университетах . В 1956 году Хобсбаум начал серию монографий «Наша история». Итогом одной из поездок стал первый научный труд Хобсбаума — книга «Простые бунтовщики. Исследования архаичных форм социальных движений в 19 и 20 столетиях» (1959), написанная в основном на итальянском и испанском материале: в поездке по Средиземноморью (1957). Хобсбаум знакомился с архивными документами и опрашивал крестьян. В этой работе он продемонстрировал связь религии, в частности сектантства и милленаризма, с революционностью масс, описал закономерности революционной ситуации и проанализировал роль личности в ней. Он провел четкую грань между социальным бандитизмом, мафией и революционными бунтовщиками. Теме личности в революции посвящены многие труды Хобсбаума: «Бандиты» (1969), «Капитан “Свинг”» (в соавторстве с Дж. Рюде, 1969), «Революционеры. Современные эссе» (1973), «Эхо Марсельезы: взгляд на Французскую революцию два столетия спустя» (1990). В 1960-е гг. Хобсбаум приобрел известность как историк рабочего движения. В книгах «Кульминация рабочего движения 1880–1900 гг.» (1961), «Трудящийся человек. Исследования по истории рабочего движения» (1964) и «Век революций. Европа, 1789–1848 гг.» (1962). В изложении Хобсбаума история рабочего движения была не описанием деятельности рабочих организаций, а историей культуры рабочего класса. Впоследствии он продолжил эти исследования, обращая особое внимание на взаимоотношения религии с социализмом, на роль ритуала в рабочем и революционном движении, формирование рабочей аристократии, культуру рабочего класса и ее связь с массовой культурой и на другие так называемые надстроечные явления . Хобсбаум издавал в Англии сочинения К. Маркса и переписку Маркса с Ф. Энгельсом. Он активно участвовал в диспутах с марксистами, критикуя ортодоксальные взгляды на эволюцию капитализма, однородность рабочего класса, последовательную революционность одного лишь пролетариата. Хобсбаум признавал методологию марксизма, но не выводы, которые были сделаны восточноевропейскими социалистами. Он также критиковал провинциализм английской исторической школы и стремился написать новую историю капитализма. В 1968 г. он опубликовал экономическую историю Англии, написанную с позиций исторического материализма: «Производство и Империя: становление современного английского общества. С 1750 г. до наших дней». С начала 1970-х гг. Хобсбаум занялся концептуально новым трудом по истории Европы и всего связанного с ней мира в новое время. Вслед за «Веком революций» появились: «Век капитала 1848–1874 гг.» (1975), «Век империй 1875–1914 гг.» (1987) и «Век крайностей. Короткое двадцатое столетие 1914–1991 гг.» (1994). Он выявляет существенные процессы во франко-британском регионе, повлиявшие на весь мир, такие как Французская революция и английская индустриальная революция, называя это «двойной революцией» . С 1970-х гг. Хобсбаум занимался также вопросами методологии исторических исследований, напечатал ряд статей и книгу «Об истории» (1997), в которой предлагал различать социальную историю (как область исторически мыслящих социологов) и историю общества как вариант общей истории, который разрабатывали М. Блок и Ф. Бродель. Проблеме национализма посвящена книга «Нации и национализм после 1780 г.» (1990). Хобсбаум вслед за своим соотечественником Э. Геллнером считал, что национализм создает нации, а не наоборот, и что нации — порождение нового времени и индустриального общества.

Перри Андерсон известен больше как социолог, политолог и редактор New Left Review. В «Происхождении современного кризиса» (1964) Андерсон связал 13-летнее проявление тори с незавершенной буржуазной революцией 17 века и последующим инкорпорированием пассивной индустриальной буржуазией 19-го века. Спровоцировав ответ Томпсона, Андерсон положил начало плодотворной дискуссии. В последующих работах, таких как «Компоненты национальной культуры» (1968) и «Английский вопрос» (1992), Андерсон продолжил свои размышления. Находясь под влиянием А. Грамши, с конца 1960-х Андерсон стремился к написанию сравнительной истории развития государственных форм «от классического мира к современности». В первой книге – «Переход от античности к феодализму» (1974) – утверждается тезис о синтезе классической античности и институтов германского народа, свергнувшего Римскую гегемонию и сформировавшего феодализм. Во втором томе – «Происхождение абсолютистского государства» – развивается тезис о подготовке феодализмом капитализма и акцентируется вопрос о разнице Восточного и Западного типов абсолютизма. На кризис марксизма 1970-х годов Андерсон откликается «Размышлениями о западном марксизме» (1976) и лекциями 1983 года об историческом материализме. Кроме того, в 1980 году в своих «Аргументах внутри Английского марксизма» Андерсон вступил в очередную полемику с Томпсоном, написавшим двумя годами ранее книгу «Нищета теории» против теории Альтюссера, близкой Андерсону.

Избранная литература:

Bess M.D. E. P. Thompson: The Historian as Activist. The American Historical Review, Vol. 98, No. 1 (Feb., 1993), pp. 18-38
Encyclopedia of Historians and Historical Writing. Ed. by Kelly Boyd. Taylor & Francis, 1999
Raphael Samuel’s Publications: A Cumulative Bibliography
Rigby S.H. Marxist Historiography / Companion to Historiography. Ed. By Michael Bentley. Taylor & Francis, 2002. P. 869-893
Historians on History. By John Tosh. Pearson Education, 2000. P. 83-106

Полезные ссылки:

http://en.wikipedia.org/wiki/Category:Marxist_historians
http://en.wikipedia.org/wiki/Communist_Party_Historians_Group

Comments:


Дарья Митина
kolobok1973 at 2009-01-08 19:53 (UTC) (Link)
Спасибочки, сохранила в избранном
Alex Kinzer
alexkinzer at 2009-01-08 19:56 (UTC) (Link)
очень рад
eugen_tugashev at 2009-01-10 13:14 (UTC) (Link)
Впечатляет. Все больше свидетельств о влиятельность просоциалистических взглядов на Западе. Интересно, как там истеблишмент терпит.
Alex Kinzer
alexkinzer at 2009-01-10 13:39 (UTC) (Link)
Сын Милибэнда - министр иностранных дел, вроде бы
Previous Entry  Next Entry